Ровно 100 лет назад, 24
марта 1906 года в Харькове, в семье
бухгалтера-железнодорожника появилась
на свет девочка, которой было назначено
Богом стать известной певицей и покорить
сердца миллионов людей.
В чем же секрет Клавдии
Шульженко, которую называют украинской
Эдит Пиаф? Красивая женщина, талантливая
актриса, проникновенный
приятный голос – однако все эти
качества в отдельности не были уникальными.
Секрет – в самой личности певицы, в
обаянии и блеске этой удивительной
женщины, которую фанатично любили
миллионы поклонников. Когда на финальном
концерте «Песня-99» Людмиле Гурченко
вручили премию имени Клавдии Шульженко,
актриса сказала: «Я имею много разных
наград, но эта – всех дороже».
Уже 16летней Клавдия
Шульженко поступает актрисой в Харьковский
театр. Внимательный к дебютантам режиссер
Николай Синельников обращает внимание
на то, что девушка весьма музыкальна, и
устраивает ее к своему другу, профессору
консерватории – брать уроки вокала.
Вскоре известный тогда киевский поэт
Павел Герман пишет специально для нее
песню «Кирпичики», которая в
исполнении Клавдии становится настоящим
хитом. На сюжет этой песни был даже снят
художественный фильм – случай в истории
кинематографа беспрецедентный.
В 1929 году Клавдия
Шульженко уезжает в Ленинград, а затем
в Москву – становится звездой эстрады,
снимается в кино, выходят ее грампластинки.
В
это время, политизированное донельзя,
Шульженко откровенно предпочитает
озорные и лирические песенки о любви,
о чувствах, о простых людях – совершенно
безыдейного содержания. Вот самые
известные ее номера 30-х годов: «Дружба»
(«Когда простым и ясным взором…»),
«Ты помнишь наши встречи», «Ах,
Андрюша!», «Дядя Ваня», украинская
песня «Распрягайте, хлопцы, коней!»,
испанские — «Челита» и «Голубка»,
танго польского композитора Ежи
Петербургского «Утомленное солнце»…
Как и все эстрадные исполнители
в СССР, не избежала Клавдия Шульженко
идеологических проработок. В газетах
писали: «Убогие шансонетки, безвкусно
подаваемые Клавдией Шульженко».
Но каких-либо репрессий артистка
избежала, и в то же время ни разу не
участвовала в чьей-нибудь травле, не
подписывала осудительных воззваний в
чей-то адрес.
Началась
война. Шульженко отправилась в
Ленинград. Там ей выдали военную форму,
и певица стала рядовым Красной Армии,
а ее коллектив — фронтовым джаз-ансамблем.
В то время ее сыну Игорю было
9 лет, и чтобы не оставлять мальчика
одного дома, Клавдия Ивановна брала его
с собой.
«Эти
поездки на фронт были смертельно опасны,
- вспоминает Игорь Кемпер, -
Как-то мама возвращалась из прачечной,
и в этот момент налетели немецкие
самолеты. Один из них опустился так
низко, что она увидела лицо пилота.
Успела прижаться к стене — пули прошли
буквально над головой.»
Как-то
после концерта к артистке подошел один
из старших офицеров и попросил ее
выступать в вечернем платье. Солдаты
измотаны войной, военная форма надоела.
С тех пор Клавдия Шульженко пела на
фронте только в вечерних платьях.
Чемоданчик с платьями возила с собой.
Пробираясь по улицам
блокадного Ленинграда под обстрелом,
прикрывала чемоданчик и приговаривала
«Только не в платья, только не в
платья!»
В
репертуаре певицы появляются военные
песни - "Давай закурим",
"Партизаны", "Мы из Одессы моряки",
"Не скрывай…". И конечно
же, знаменитый «Синий платочек»,
ставший чем-то вроде народного гимна,
наряду с всеми любимой «Катюшей».
Это был романс, написанный еще до войны,
известным польским композитором Ежи
Петербургским, исполнялся известными
тогда эстрадными исполнительницами –
Юрьевой, Руслановой, Юровской. Клавдии
Шульженко довоенный текст показался
банальным, и в свой репертуар она эту
песню не включила. Однако в 1942 году,
выступая перед гвардейским подразделением,
защищавшим Ладожское озеро и «Дорогу
жизни», певица познакомилась с
лейтенантом М.А. Максимовым, написавшим
новый – бесхитростный и невероятно
трогательный текст на всем знакомую
мелодию. «Мне сразу понравились
простые, берущие за душу слова,—
вспоминала К. И. Шульженко.— В них было
много правды. У каждого из защитников
нашей Родины, у каждого воина есть одна,
родная женщина, самая любимая, близкая
и дорогая, за горе, страдание, лишения,
за разлуку с которой он будет мстить
врагу... И вскоре я уже пела фронтовой
«Синий платочек» для своих
слушателей. С тех пор песня эта навсегда
осталась в моем репертуаре».
Клавдия Шульженко
была человеком независимым, острым на
язык, унижения ни от кого не терпела.
Отношения ее с Советской властью
складывались по-разному – то получше,
то хуже.
Сыну
Шульженко задали вопрос, приходилось
ли его матери общаться с Иосифом Сталиным.
«Сталин
признавал только два театра — Большой
и МХАТ. Эстрадников он считал изгоями.
В то время слово “эстрадник” звучало
как оскорбление. Из генсеков маме
довелось общаться только с Леонидом
Брежневым. При нем она получила звание
народной артистки СССР, а на 70-летие он
подарил ей новую квартиру в центре
Москвы. А звание народной артистки
России мама получила благодаря одному
очень высокопоставленному товарищу,
который однажды поехал с ней на гастроли.»
Настоящий
конфликт получился у Шульженко с
министром культуры СССР Екатериной
Фурцевой. Еще при первой встрече Фурцева
стала рекомендовать певице, что ей
исполнять. Клавдия Ивановна резко
ответила, что со своим репертуаром
разберется сама. После развода с мужем
у Шульженко возникла серьезная проблема
с жильем. Она отправилась на прием к
Фурцевой, но та заставила ее несколько
часов ждать в приемной. Рассердившись,
Клавдия Ивановна ушла, сказав секретарше:
«Передайте своей начальнице, что она
дурно воспитана». Обратилась по
поводу жилья к Хрущеву, но тот вновь
переслал письмо Фурцевой. На сей раз
министр встретилась с Шульженко и
посоветовала «быть скромнее». На
что Клавдия Ивановна ответила: "Вы,
Екатерина Алексеевна, бывшая ткачиха,
ныне министр культуры. Кем вы будете
завтра, неизвестно. А я певица, которую
любит народ. И всегда будет любить".
И
действительно – Клавдия Шульженко была
подлинной народной артисткой. Звания
ей давали в последнюю очередь, но она
говорила: «Я и без всяких званий –
народная».
Галина Вишневская,
часто исполнявшая песни Шульженко,
отзывалась о ней так:
«С самого появления
её на сцене я попадала под обаяние её
огромного мастерства, её внешнего
облика, её пластики, отточенности её
движений. В каждой песне возникал
определённый сценический образ, каждая
песня была законченным произведением,
со своим вступлением, развитием и
финалом. Эстрадный жанр очень опасен
лёгкостью и соблазном соскользнуть на
дешёвые эффекты, на убогие актёрские
трюки, у которых одна цель: ублажить
публику. Клавдию Шульженко никогда не
покидало чувство меры - она была
удивительная артистка. Прекрасные
выразительные руки, богатая мимика -
всё отражает внутреннее, душевное
движение. Всё искренне прочувствовано,
естественно исполнено и умно рассчитано.
Она никогда не пела с микрофоном.
Голос
у неё был небольшой, но очень приятного
тембра. Она будто и не пела, а легко и
свободно напевала, не фокусируя звук,
что немедленно создавало особую атмосферу
интимности и неизменно покоряло зрителя».
Песни
Шульженко – целые небольшие
спектакли, она создавала образы самых
разных женщин. По-прежнему она не
увлекалась партийным официозом, а пела
лирические вещи о жизни и любви, вкладывая
в творчество душу. И народ отвечал ей
обожанием.
Конечно,
у женщины-звезды вряд ли могла легко и
спокойно сложиться личная жизнь. Первая
любовь Шульженко – харьковский поэт
Иван Григорьев. С ним она прожила
несколько лет, хотя и не была официально
замужем. Затем ее буквально отбил у
Григорьева музыкант Владимир Коралли
– отбил, угрожая браунингом. Брак
Шульженко с Коралли продлился 25 лет, у
них появился сын Гоша. Отношения
складывались очень непростые. Были
измены, была дикая ревность со стороны
мужа. В народе даже ходила эпиграмма:
«Шульженко боги покарали – у всех
мужья, у ней – Коралли». Наконец,
случился развод. Через некоторое время
в жизни певицы появился ее давний
воздыхатель – кинооператор Георгий
Епифанцев, моложе ее на 12 лет. Он давно
писал Шульженко восторженные письма.
Но и с ним жизнь не сложилась – частые
ссоры, ревность, и наконец после восьми
лет совместной жизни – расставание.
Владимир
Кемпер-Коралли завещал похоронить свое
тело рядом с телом бывшей жены – и это
завещание было исполнено. «И с тобой
не могу, и без тебя не могу», писал
он.
К
своей внешности певица относилась с
большим вниманием. Что, впрочем,
оправданно: внешность для артистки –
рабочий инструмент. Одевалась только
у модельеров. Москонцерт мог пошить для
Шульженко концертные костюмы бесплатно
– но она отказывалась, видя ткани и
костюмы, которые шили в мастерских
Москонцерта. Парфюмерией пользовалась
только французской, тратя бешеные
деньги. Даже будучи пожилой, ежедневно
час занималась гимнастикой, много
времени проводила перед зеркалом,
накладывая макияж. «Я не могу выйти
к столу с лысым лицом», - говорила
она. Внукам запрещала называть себя
бабушкой, поэтому в семье ее звали Бусей.
Рассказывают,
что у Шульженко
была любимая собака – болонка Кузя.
Однажды, когда певица приехала с
гастролей, собака бросилась ей навстречу
– и попала под машину. Погибла на глазах
у хозяйки. Клавдия Ивановна месяц не
могла выступать, потеряла голос. В
«Известиях» появился фельетон
«Тузик в обмороке». Журналисты
осуждали певицу за то, что она отказывается
петь из-за смерти какой-то собаки.
Но ей было
наплевать на мнение прессы.
В последние годы
жизни, когда Клавдия Ивановна уже не
могла работать, главным ее утешением
был рояль. Врачи рассказывали о последних
днях певицы, что приходя в сознание –
сердце уже отказывало – она шептала «к
роялю! К роялю!» 17 июня 1984 года
перестало биться сердце Клавдии Ивановны,
полное любви к людям и к искусству.
Ее
похоронили на Новодевичьем кладбище.
В день похорон шел дождь, но когда гроб
с телом опускали в землю, выглянуло
солнце, словно прощаясь с ушедшей.
|